В конце августа у занимающегося фототехникой департамента корпорации
Sony произошёл массовый анонс нескольких фотокамер, объективов и
аксессуаров к ним. По итогам этих анонсов можно сказать, что наследие,
которое Sony получило после поглощения Konica-Minolta, полностью
освоено. И цель, которую Sony ставила перед собой – встать вровень с
Canon и Nikon – с помощью освоения этого наследия достигнута не была… К чести руководства Sony, понимание данного печального факта в
корпорации есть и есть уже давно – ибо среди августовских
презентационных новинок нет ничего, что относилось бы к нише
классических цифровых зеркальных фотокамер. Иными словами, Sony, освоив то, что ей досталось от Konica-Minolta,
начинает пытаться построить что-то своё, новое. Это новое должно быть
ценным настолько, что позволяет не конкурировать на равных с грандами, а
заставляет грандов задумываться о способах составить конкуренцию Sony. Что же было анонсировано в августе Sony? Все новинки можно разделить на
два класса: продолжение линейки компактных беззеркальных камер NEX и
продолжение линейки зеркальных камер с полупрозрачным неподвижным
зеркалом SLT-Axx. Как мостик между этими двумя направлениями был также
анонсирован байонет-переходник LA-EA2, превращающий беззеркалки NEX в
SLT-Axx. Ниша беззеркальных камер разрабатывается Sony уже достаточно давно, тут у
корпорации есть несомненные успехи, но – тут у неё есть и сильные
конкуренты. Дело ещё в том, что как продукт беззеркальные фотокамеры
адресованы начинающим фотолюбителям. А это накладывает свои ограничения
как на цену, так и на функциональность конкретных моделей. Делать что-то
высокотехнологичное, передовое, интересное с точки зрения концепции тут
непросто. Зато ниша фотокамер с полупрозрачным зеркалом без присутствия в ней Sony
фактически пуста. Будучи основателем и монополистом, Sony вполне
свободно может экспериментировать с этим – потенциально весьма
интересным – направлением в производстве цифровой фототехники.
Собственно, в августе 2011 мы и увидели нечто похожее: анонсированный
фотоаппарат с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha SLT-A77 стал, фактически, новым флагманом корпорации. Камерой, так или иначе определяющей будущее развитие.
Собственно, сейчас флагманской моделью Sony считается зеркальный
полнокадровый фотоаппарат DSLR-A900. Он появился в сентябре 2008,
большой коммерческой славы не снискав и поныне. Тем не менее, место
прорывной модели он занимает по праву и вполне может быть использован
для сравнения с новой Sony SLT-A77. Остальные производимые на сегодняшний момент фотокамеры Sony вряд ли
вообще могут претендовать на место флагмана. В таком режиме дефицита
поиск внешних конкурентов для сравнения с новинкой – вынужденный, но
необходимый шаг. Конечно, сравнивать с настоящими флагманами Canon и
Nikon Sony SLT-A77
смысла не имеет – как минимум камера не обладает полнокадровой
матрицей, а это – весомый признак. Поэтому вернее сравнивать её с
лучшими фотоаппаратами аналогичного класса: в случае Canon это будет EOS 7D, а в случае Nikon – D7000. Внешность и дизайн Sony SLT-A77
позволяет однозначно идентифицировать этот фотоаппарат как
«профессиональный» и «серьёзный». Крупный размер корпуса, практически не
уступающий ни Canon EOS 7D, ни Nikon D7000, ни Sony DSLR-A900 - 143 на
104 на 81 миллиметров, солидная масса в 730 грамм, два диска для
настройки параметров съёмки и масса механических органов управления,
ускоряющих доступ к функциям. Шасси фотоаппарата сделано из магниевого сплава, корпус обладает пыле- и влагозащитой.
Эргономику камеры можно назвать оригинальной, хотя черты, общие для Sony SLT-A77 и Sony DSLR-A900, безусловно есть. Так, передняя часть фотоаппарата, помимо кольца байонета, несёт на себе
лампу подсветки автофокуса (при работе формирует сетчатый светящийся
рисунок), кнопку просмотра глубины резкости, инфракрасный порт (на
боковом выступе) и переключатель режимов работы автофокуса. Последний
регулятор – одна из особенностей, присущих высококлассным фотокамерам
Sony, а до этого – Konica-Minolta. Впрочем, изучая дизайн Sony SLT-A77
мы удивимся, как много нового появилось тут по сравнению с классическим
обликом линейки «профессиональных» камер Sony/Konica-Minolta.
Во-первых, Sony SLT-A77 получилась гораздо менее «грубой», похожей на
коробку с прямыми гранями. Во-вторых, существенно изменилось
расположение органов управления на наиболее занятой ими – задней –
стороне аппарата.
Основное место тут занимает жидкокристаллический дисплей. Размер его
диагонали равен 3 дюймам, разрешение – 921 тысяча точек. Крепление
дисплея к корпусу у Sony SLT-A77
уникально и сильно отличается от всего того, что ранее применяла Sony.
Экран крепится нижней частью к специальной платформе, которая сама
крепится к корпусе своей верхней частью. В результате получается система
с двумя подвижными сочленениями: платформа-экран и платформа-корпус. У
первого сочленения есть 2 степени свободы: экран может перемещаться в
вертикальной плоскости и крутится вокруг своей поперечной оси. Второе
сочленение имеет одну степень свободы и способно перемещаться в
вертикальной плоскости на 180 градусов: от видоискателя до углубления в
корпусе.
Над экраном расположен глазок видоискателя. В Sony SLT-A77
используется электронный видоискатель нового поколения на матрице OLED.
Его отличительные черты: разрешение 1024 на 768 точек при использовании
2,4 миллионов точек (такая технология позволяет производить быстрое
обновление картинки), стопроцентное покрытие кадра, отличная
цветопередача и малое время задержки при широком спектре условий
освещения. Использование цифрового видоискателя позволяет не только
вводить специальные режимы визирования, но и выводить в поле зрения
фотографа массу полезной информации. В целом, можно сказать, что
видоискатель TruFinder на данный момент является лучшим электронным
видоискателем, использующимся в фотопроизводстве.
Рядом с видоискателем, слева от него расположена кнопка доступа к меню.
Справа, примерно на том же расстоянии находится кнопка включения
видеозаписи. Вокруг неё – кнопки AEL-Slow Sync и AF/MF-Zoom. Справа от
них, на традиционном для этого элемента месте, мы видим второй диск
изменения параметров съёмки. Площадка справа от экрана как обычно богата на органы управления. В случае с Sony SLT-A77
тут располагаются кнопки Fn, DISP, поворота изображения на экране,
удаления снимка и перехода в режим просмотра отснятого материала. Все
они окружают восьмипозиционный переключатель среднего размера, в центре
которого находится кнопка подтверждения действия.
Верхняя грань у цифровых зеркальных аппаратов также активно используется
для расположения на ней различных кнопок и индикаторов. И чем более
высокого уровня модель фотоаппарата – тем больше элементов мы тут
находим. Позиционирование Sony SLT-A77 как высококлассного, фактически – флагманского, аппарата предполагает наличие тут массы кнопок. На левом крае верхней грани Sony SLT-A77
находится лимб, с помощью которого происходит выбор режима съёмки.
Помимо классической четвёрки PASM, тут есть панорамный режим, два
автоматических, пользовательский (MR), режим предустановленных сценарных
настроек, видеорежим и режим высокоскоростной съёмки. На левом крае верхней грани Sony SLT-A77
находится лимб, с помощью которого происходит выбор режима съёмки.
Помимо классической четвёрки PASM, тут есть панорамный режим, два
автоматических, пользовательский (MR), режим предустановленных сценарных
настроек, видеорежим и режим высокоскоростной съёмки.
В центре верхней грани находится «горячий башмак» для подключения
внешних вспышек, обрамлённый по переднему краю микрофонной решёткой.
Далее (если продолжать движение слева направо) идёт кнопка переключения
режимов визирования LCD/видоискатель, вспомогательный индикатор и кнопка
включения его подсветки. Выше индикатора имеются ещё четыре кнопки:
выбора скорости съёмки, переключения режимов баланса белого, кнопка
коррекции экспозиции и выбора уровня чувствительности ISO. Наконец, на
выступе рукоятки находится тумблер включения камеры, в центре которого
расположена кнопка спуска затвора. На боковых гранях Sony SLT-A77
находятся различные интерфейсы для коммуникации с различным
оборудованием и устройствами, а также слоты для карт памяти. Возможности
коммуникации у новики представлены портами USB, HDMI, микрофонным
входом, портом для подключения пульта дистанционного управления, входом
для подключения ручной вспышки и гнездом для подключения блока питания. Sony SLT-A77 использует карты памяти форматов MS PRO Duo/MS PRO-HG Duo и SD/SDHC/SDXC/SD-UHS-I.
Вычислительная мощь камеры базируется на хорошо себя зарекомендовавшем
процессоре BionZ. Именно он и уникальная система с неподвижным
полупрозрачным зеркалом позволяют камере делать снимки со скоростью до
12 кадров в секунду.
Полупрозрачное зеркало позволяет сократить количество подвижных
элементов в механизме затвора, что не только увеличивает срок службы
этого элемента камеры, но и благотворно влияет на качество снимков – в
отсутствие микроколебаний корпуса. Система, избавленная от необходимости
фокусировки на две точки последовательно – матрицу и призму
видоискателя, легче юстируется, что опять же идёт на пользу качеству
снимка. Использование полноценного зеркала (хоть и полупрозрачного)
позволяет вести автофокусировку наиболее быстрым – фазовым – способом.
Высокая же скорость фокусировки и неподвижное зеркало дают возможность
наращивать показатель скорости съёмки – до всё тех же 12 кадров в
секунду, которыми гордится новая Sony SLT-A77.
У данной благостной картины есть только один потенциально неприятный
нюанс: световой поток, будучи раздвоенным полупрозрачным зеркалом,
неизбежно снизит свою интенсивность при попадании и на визирующий
элемент, и на светочувствительную матрицу. Инженеры Sony решили эту
проблему таким образом, что 30% потока для визирования обрабатывается и
усиливается благодаря использованию электронного видоискателя. А вот 70%
потока на матрицу приходится компенсировать увеличением её
чувствительности – фактически же, «задиранием» показателей ISO. Как известно, соотношения сигнала и шума – перманентно возникающая в
фотоаппаратах Sony проблема. Поэтому не секрет, что с выпуском компанией
камер с полупрозрачным зеркалом этот вопрос привлёк самое пристальное
внимание экспертов. В случае с Sony SLT-A55 практика показала, что
конструкторы Sony вполне удачно справились с задачей. Какие же выводы
можно будет сделать по отношению к Sony SLT-A77 – с её 24 мегапикселями на сенсоре APS-C? Об этом мы поговорим ниже. Пока же – вернёмся к техническим возможностям новинки. Благодаря 24,3 мегапикселям Sony SLT-A77
способна делать снимки с разрешением до 6000 на 4000 точек – при
соотношении сторон кадра 3:2. Также возможно делать снимки с
соотношением сторон 16:9 – в таком случае максимально разрешение
изображения будет равно 6000 на 3376 точек. Помимо обычного фотографического режима Sony SLT-A77
обладает возможностью снимать видео в разрешении до 1920 на 1080 точек с
частотой 60 кадров в секунду при прогрессивной развёртке. Наконец,
камера способна снимать панорамы – как обычные, так и 3D.Максималный
размер обычной панорамы равен 12416 на 1856 точек, а 3D - 7152 на 1080. Как и все фотокамеры Sony, Sony SLT-A77
имеет функцию встроенной в корпус стабилизации изображения, в основе
которой лежит принцип компенсационного сдвига матрицы. Кроме этого
механизма, новинка обладает специальным сценарным режимом съёмки
«Hand-held Twilight», суть которого – трансформация шести быстро снятых
кадров в одно изображение с низким уровнем шумов и размытия. Вообще, алгоритмы автоматической обработки играют в Sony SLT-A77
большую роль. Речь даже не о двух автоматических режимах. В SLT-A77
Sony впервые применила систему распознавания подключённого к камере
объектива и последующей коррекции оптических искажений и удаления
хроматических аберраций на снятом изображении. В настоящей прошивке
распознавание касается 4 объективов: SAL1650, SAL1855, SAL55200-2 и
SAL18250, но в будущем их число будет расширено. Как уже было сказано, фокусировочная система Sony SLT-A77
использует полноценный фазовый автофокус. Он основан на 19 точечном
сенсоре CCD, работающем в диапазоне освещения от -1 до +18 EV. Фазовая
фокусировка доступна во всех режимах работы фотокамеры, включая
видеосъёмку. Из программных технологий Sony SLT-A77 использует
фокусировку на лицах, находящихся в кадре и сопровождающую
автофокусировку движущегося объекта. Затворная система Sony SLT-A77
основана на технологии эмулируемой электроникой первой шторки, что
увеличивает скоростные свойства механизма и уменьшает влияние
механических колебаний. Затвор новой камеры способен отрабатывать
задержки в диапазоне от 30 секунд до 1/8000 секунды.
Камера совместима со всей оптикой Sony и Konica-Minolta, вспышками Sony и Konica-Minolta и вертикальной рукояткой VG-C77AM
Встроенный в Sony SLT-A77
экспонометр работает на основе разбиения рабочей поверхности
светочувствительного сенсора на 1200 зон с последующим анализом их
освещённости. Рабочий диапазон экспонометрии – от -2 до +17 EV.
Фотоаппарат позволяет снимать в режиме брекетинга, а также вводить
компенсацию экспозиции в диапазоне от -5 до +5 EV. Установка баланса белого в Sony SLT-A77 может варьироваться от 2500 до 9900 градусов Кельвина.
Реальные впечатления Тестовое сравнение Sony SLT-A77,
как мы и условились выше, будет происходить с полнокадровой
«цифрозеркалкой» Sony - DSLR-A900, как фотоаппаратом, имеющим схожее
разрешение матрицы, а также с камерами Canon EOS 7D и Nikon D7000 –
имеющими похожий пользовательский класс. Нет сомнений, что матрица с разрешением в 24 мегапикселя требует
использования высококачественной оптики. Тем не менее, сравнивая
картинку, которую даёт пара Sony SLT-A77
и объектив Sony DT 16-50mm F2.8 SSM с картинкой с пары Sony - DSLR-A900
плюс Sony 24-70mm f/2.8 Carl Zeiss Vario-Sonnar, обнаружить явного
различия в детализации не так-то и просто. Конечно, полный кадр и
оптика, стоимостью в три раза выше дают о себе знать, но 24 мегапикселя в
Sony SLT-A77 дают поистине прекрасную, детализированную и очень
качественную картинку.
Сравнивая же детализацию фотографии с Sony SLT-A77
и материалы, снятые Canon EOS 7D и Nikon (на чувствительности ISO 100),
мы можем смело констатировать, что новика Sony даёт лучшую картинку в
классе. Стоит ли считать Sony Alpha SLT-A77
новым флагманом компании – вопрос открытый. С формальной точки зрения
камера не дотягивает до этого звания из-за наличия в продаже
полнокадровой DSLR-A900. В то же время, новый фотоаппарат обладает не
худшей, чем у DSLR-A900 детализацией картинки, более прогрессивным
соотношением сигнал/шум, более качественной электроникой и совершенно
иной, более перспективной затворно-визировочной системой. Да, против Sony Alpha SLT-A77
также играет тот факт, что в сравнении с линейками других
производителей её место никак не соответствует лидерскому – это лучший
фотоаппарат в классе неполнокадровых цифровых зеркалок
«профессионального» уровня, но – не более того. Тем не менее, с той же лёгкостью мы можем вовсе отказаться от сравнения Sony Alpha SLT-A77
с любыми цифровыми зеркальными фотоаппаратами иных фирм – на том
основании, что Sony применила в её конструкции полупрозрачное зеркало,
элемент, принципиально новый, не имеющий аналогов. Какой же можно сделать из всего этого вывод? Как уже было сказано, Sony
прощается с наследием Konica-Minolta и ищет обходные пути на рынке
фототехники. Полупрозрачное зеркало – отличный, технически интересный,
современный и своевременный способ найти этот путь. Сочетая его с
остальными технологическими инструментами, Sony способна производить
качественные, конкурентоспособные, актуальные камеры – примером которых
является Sony Alpha SLT-A77. Что касается вопроса «флагмана» и упрочения
лидерства на рынке, то тут, как нам кажется, рецепт может быть лишь
один: выпуск полнокадровой Sony Alpha SLT-A99 в течении ближайших
полутора лет.